top of page

Страшно? Или страшно интересно?

Наверное, каждый ребенок периодически боится чего-то такого, чего с нашей, взрослой точки зрения бояться совершенно ни к чему. Собственно, это и у взрослых многих есть, но у взрослых сложнее – это уже фобии называется и, наверное, без серьезного копания в голове не устраняется. У детей же такие страхи просто в силу возраста, в силу того, что еще не понятно и не знакомо, да богатого воображения. То есть ничего такого, вроде. Но реагировать то как-то надо, чтобы не переросло в «такое»? А если надо, то как?

Очень часто нам так и хочется сказать: «Да не бойся ты! Это же ерунда!» И кажется, что, вот, сейчас мы это скажем, а ребенок поймет и бояться перестанет. Можно еще и пояснить, почему трещина на потолке на даче или огромный паук на кустике в лесу – это ну совсем не опасно.

А, вот, вспомните что-нибудь, чего сами боитесь? У меня, например, есть совершенно необъяснимый страх – ходить по мосту над водой. Кто-то боится на самолете летать, кто-то – на высоком балконе стоять, кто-то – что ребенок, упадет, если полезет высоко. Обоснованность этих страхов мы тут не рассматриваем – это другая тема совсем. Просто вспомните какой-нибудь свой страх. Вспомнили? Почувствовали? А теперь я вам скажу: «Да это же ерунда! Нечего тут бояться! Вон, Коля не боится!» Помогло? Мне, честно скажу, не помогает. Даже то, что я сама знаю, как глупо боятся мостов, и сама себе говорю, не помогает.

Как же себя вести, чтобы помочь ребенку не бояться? Я нашла ответ в прекрасной сказке Григория Остера про котенка по имени Гав. Естественно, тактика абсолютно на всех детей не сработает, как и любая другая, но попробовать рекомендую. Помните, может, мультфильм есть про этого котенка, много-много коротеньких серий? В одной из них щенок приходит к котенку в гости на чердак, а тот сидит и боится дождя. Они решают вместе бояться, потом спускаются бояться вниз, и выясняется, что там дождя то почти не слышно, а значит… бояться не интересно. И бегут снова на чердак, где капли сильно бьют по крыше.

Хорошие детские писатели тем и хороши, что умудряются помнить то, что мы, обычные взрослые, вырастая, забываем. Хорошо, есть, где подсмотреть.

Как я этим пользуюсь? Весьма буквально, надо сказать. Вот, Никитос, вроде, темноты не боится, но в темную комнату ему иногда бывает страшно заходить. Прибегает за мной, говорит, что там свет выключен, и он один не пойдет. Я охотно иду с ним и на подходе к комнате начинаю «бояться» вместе с ним. Беру его сзади за плечи, чуть прижимаю к себе и радостно-заговорщическим голосом говорю: «Ура-ааа! Ка-аак тут стра-ашно!!! Вот это да-ааа!!!» Ну, и так далее, пока до выключателя медленно крадемся. В итоге, Никитос, с одной стороны, понимает, что его страх – это нормально (а признать право человека на любое чувство – очень важно, думаю, это уже все успели у многих психологов прочитать), а с другой – что вот так красться по темноте весьма весело. А раз весело, то, вроде как, уже и не так страшно. Постепенно страх в игре уходит. И при этом ребенок не начинает считать себя трусливым. Мама же тоже, вроде как, боится. То есть в норме всё. Никаких ярлыков не навешали. Я не только с темнотой так делаю, а с любым сиюминутным и мимолетным страхом. Становится смешно, и страх исчезает.

А помните, «страшные истории» в детстве? Черная простыня, кровавая рука – много-много всего, целый детский фольклор. Как думаете, откуда и почему? Да потому, что дети именно таким образом совместно проживают свои самые страшные страхи, проговаривают их и тем самым делают не такими ужасными. Попробуйте! «Побойтесь» вместе с ребенком. Возможно, будет полезно и весело :)

Поиск по тэгам
Тегов пока нет.
Мы в соцсетях
  • facebook лого.png
  • ВК лого.png
  • 6037e77eb7ac39d95edc7c6f7ccd0b07.png
Последние посты
bottom of page