top of page

Разрешите ребенку принимать решения. И он будет знать, что он может всё!

Опишу одну стандартную, но очень показательную ситуацию. (И, естественно, поясню, к чему и почему - чуть ниже :). Чуть больше недели назад – когда ещё жара вовсю была – вечером довольно долго в огороде делами занимались. Все по максимуму раздетые, Никитос, естественно, в одних трусах. В какой-то момент он раздраженно: "Меня закусали всего!" И моя мама тут же: "Наташ, одень его!!" Я была далеко довольно, поэтому подошла и уточнила: "Что у тебя случилось?" Никита уже спокойно: "Меня кусают!" Но за одеждой бежать я и не подумала. Вместо этого тоже спокойно: "Что будем делать, чтобы не кусали?" Ребенок весело и деловито: "В погреб пойду!" "В погреб?!" – несколько удивляюсь, но и не думаю возражать я. "Да! Проводи меня туда". Идем вместе в погреб, общаемся с лягушкой, сидящей на лестнице, спускаемся, я уточняю, планирует ли он оставаться тут, потому что мне выходить надо, он отвечает да, я иду заниматься делами. Ребенок совершенно по-деловому курсирует из погреба на улицу и обратно, про комаров больше никто не вспоминает. А теперь небольшие пояснения. Что делает моя мама: придумывает за ребенка решение, да еще и дает мне немедленное указание мгновенно его реализовать. Если я так и сделаю, что усвоит Никитос? Что достаточно капризным голосом что-либо сообщить миру, как мир тут же придумает, как сделать тебе хорошо, да тут же и сделает. Ни думать, ни двигаться ни к чему. Можно просто повозмущаться посильнее. А в мире, скажите мне, пожалуйста, так бывает?! Родители очень часто стремяться защитить свое чадо, оградить его ото всех опасностей и неприятностей. Это нормальное желание. Только, вот, одно но: каждый раз, это желание реализуя, мы должны думать, а кого мы, собственно, вырастить хотим? Безусловно, если ребёнку полгода, и на улице появились комары, не стоит ждать, пока он начнет орать, лучше сразу одеть. Просто потому, что сам он еще ни одеться, ни придумать, что нужно одеться, ни сказать об этом не может. А вот бросаться спасать от насекомых почти четырехлетнего мальчика уже не стоит. Исключительно потому, что если мы хотим, чтобы из него вырос человек, умеющий решать свои проблемы, его этому научить нужно. Задавая ему вопрос, что делать будем, и потом реализуя его пан, мы учим ребенка трем очень полезным вещам: – Сами проблемы не решаются, сколько не кричи. – Если есть проблема, ты обязательно придумаешь ее решение. – После того, как ты нашел решение, обязательно нужно действовать. Тогда и станет хорошо. Кроме того, с решением каждой такой задачки ребенок становится более уверенным в себе. Нам даже представить сложно, на самом деле, сколько радости и гордости они испытывают, найдя решение сами. А если мама бежит ребенка спасать, он с каждым разом чувствует себя все более беспомощным: мама то большая и сильная, а он маленький и ничего не может. Потом ребенок вырастает, но чувство беспомощности остается. И во взрослом состоянии он только и может, что кричать миру "мне плохо", да думать, что, вон, сосед то сильнее, а начальник умнее, а вон тот мужик в Мерседесе богаче, вот у них и получается все. А он не может. К сожалению.. Уточню еще такую важную деталь: проблема должна быть по возрасту ребенку. В 4 года любой ребенок, бывающий за городом, уже в состоянии придумать, что от комаров помогает одежда (в нашей местности насекомых не слишком много, и она, правда, помогает), а некоторые – еще и возможность спрятаться в погреб :). А вот в полтора, например, стоит, скорее, дождаться его жалобы, вслух проговорить проблему, а потом и ее решение. Лучше всего весело и играючи: "Та-ак, ребенка кусают комары.. Что же нам делать? Давай подумаем! О! Может, одеться?" Скорее всего, в этот момент малыш начнет согласно кивать – примет участие в решении проблемы на том уровне, на котором может, и обретет дополнительную уверенность в себе: вместе с мамой нашли решение. Если же задать ребенку задачку, с которой он справиться не сможет, это только укрепит его в мысли о собственной беспомощности. Каждая мама прекрасно знает, что ее ребенок может, а чего пока нет. Не уверены - лучше начните с того, с чем малыш точно справиться. А потом постепенно ставьте все более сложные задачи. Только так мы развиваем маленького человека. И, поверьте, очень скоро вы сами будете поражены, как же много знает и умеет ваш ребенок, если дать ему возможность решать самому. Еще одна важная вещь: возможность решать и реализовывать свои решения, конечно же, нужно давать там и только там, где это безопасно. Если ваш ребенок лезет на шатающийся столик, на котором стоит горячий утюг, рассуждать времени нет: каждый здравомыслящий человек понимает, что сначала нужно ребенка схватить (ну, или столик :), а потом уже объяснять и разговаривать. Мой пример про погреб, думаю, многим мог показаться весьма небезопасным, но тут уже особенности нашего погреба. Он у нас неглубокий, всего несколько пологих ступенек, внутри нет абсолютно никаких опасных предметов, и даже полок, на которые можно было бы решить залезть, нет. Именно зная все это, я спокойно вышла на улицу, оставив ребенка внутри. Самое "страшное", что там есть – лягушки :) Если бы в погребе было опасно, я бы тоже пошла туда с ним, но сказала бы ему, что одного его оставить там не могу, и снова предложила бы выбор: доделать со мной дела, а потом вместе еще раз спуститься, или придумать, чем было бы интересно заняться на улице. Чувствуете, опять выбор. Давайте ребенку это право – выбора. Научите его, что в жизни у человека всегда есть выбор, а любая задача имеет решение, и найти его каждому из нас вполне под силу.

Поиск по тэгам
Тегов пока нет.
Мы в соцсетях
  • facebook лого.png
  • ВК лого.png
  • 6037e77eb7ac39d95edc7c6f7ccd0b07.png
Последние посты
bottom of page